"300 спартанцев"
Жанр: Боевик / Военный / Драма
Производство: Atmosphere Entertainment MM, Hollywood Gang Productions, Legendary Pictures
Сценарий: Фрэнк Э. Флауэрс, Курт Джонстад, Гордон, Снайдер
По произведению: Фрэнк Миллер, Линн Варлей
В ролях: Дэвид Венхам, Жерар Батлер, Лена Хеди, Майкл Фассбендер, Родриго Санторо
Сейчас бытует мнение, что фильм исторический, нет, это не так. Он снят по комиксам известного художника Фрэнка Миллера "300", который в свою очередь всё-таки покопался в мифах, хотя миф ли это? Учебники древней истории рассказывают о Фермопильском сражении, произошедшем в сентябре 480 до н. э. в ходе греко-персидской войны 480—479 гг. до н. э. в узком ущелье Фермопилы, где героически погиб отряд из 300 спартанских гоплитов, преграждая путь персидскому войску царя Ксеркса I. Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев и на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота. Независимо от Геродота о сражении при Фермопилах поведал более поздний автор Ктесий из Книда по персидским источникам. Видимо труд Ктесия (дошедший в виде фрагментов) использовал Диодор в своем описании подвига 300 спартанцев. Остальные античные источники передают уже сложившуюся легенду с дополнением вымышленных деталей. Эту информацию и получают школьники 6х классов. Но вернёмся к нашим героям…
С первых кадров мы знакомимся с суровой жизнью спартанцев во благо сильного общества и историей одного мальчишки, который в дальнейшем будет известный как царь Леонид, в исполнении Жерара Батлера ("Охотники за разумом", "Призрак Оперы") как кажется мне сыгравшем просто великолепно. Над его царством нависает угроза вторжения персидских войск под предводительством царя Ксеркса. Царь Леонид хочет выступить со своим войском на защиту державы, но подкупленные жрецы эфоры не дают своего согласия на войну и тогда Леонид выбирает 300 самых лучших спартанских воинов и идёт "на прогулку". При виде 300 красавцев, почему-то вспоминаются рядки из сказки Пушкина "все красавцы удалые, все ровны как на подбор с ними дядька Леонид". Естественно графика превышает все допустимые нормы, но её практически не заметно, фильм снимался всего 60 дней, что тут ещё можно добавить. Но, не смотря на 100 процентную обработку актёров воины выгладят просто сногсшибательно. Хотя немного присмотревшись возникает один вопрос, а они что не носят доспехов, но мысли отвеваются сразу же после того как вспоминаешь что это не историческая драма… По дороге к ним присоединяются отряд греков, вольно тусующийся где-то позади и принятый Леонидом в качестве пушечного мяса. Так же с самой Спарты за солдатами увязался карлик Эфиальт, который обижается на царя Леонида за его грубость и предает "своих соплеменников" выдав тайную тропу (но об этом позже) персидскому Ксерксу. Кстати Ксеркс тут просто душка, если не сказать истерика: 2 метра в высь, тело Аполлона, весь в пирсинге из одежды только золотые трусы, слегка смахивающие на пояс верности. В момент, когда Ксеркс нежно ложит руки на плечи стоящего к нему спиной царю Леониду и произносит фразу "я поставлю всю Грецию на колени" зал не выдержал и просто взревел со смеху. Я, конечно, понимаю, что у Миллера свой мир и свои идеи, но мля он сделал из персидского двора сборище шлюх, извращенцев и уродов, появившихся толи от инцеста то ли от экспериментов с рабами…
Мне понравилась манера съёмки, детализация каждой эмоции на лице, каждое движение руки или копья. Хорошо подобранные саунд-трэки и вкрадчивый голос за кадром, предают специфического оттенка. И, наконец, само сражение…Ритм — даже посредине череды сражений — невероятно плавен и полон размеренности медленного танца. Вальсирующие воины рвут врага на куски, рвут зубами и ногтями, каждый удар щитом — как молотом о наковальню, каждый клич спартанцев — как рёв обрушивающегося на берег цунами, каждый кадр — шедевр баталиста. Всё это нужно показать во всей красе. Оторванные части тел, хлещущая рекой кровь и истошные вопли умирающих, это не вызывает отвращения, а наоборот захватывает и заставляет ощущать себя неотъемлемой частью сражения, воином на поле боя. В какой то момент я глянула на рядом сидящего Волкодлака и расплылась в улыбке, он сидел, как завороженный и не слышал ни единого моего слова…Фильм не лишён и юмора, тонкого и всегда уместного, я думаю, его стоит просмотреть несколько раз, перед тем как выносить свой приговор…Финальные титры вырезки из комикса Миллера радуют бывалого комиксмана и могут рассказать всю историю сего шедевра.
З.Ы. Всё-таки может же Голливуд когда хочет…Это кино не ложиться под стандартную планку голливудской фабрики и радует тем что оно уникально…
З.Ы. Теперь осталось только найти полный комикс...